Святая Пасха
Один из самых больших православных праздников в течение всего года – это Пасха. В переводе с греческого языка название праздника означает «избавление», «прохождение». В этот день мы благодарим нашего великого Спасителя за то, что он своими страданиями спас нас от вечного рабства темной стороны и подарил блаженство и волю. Искупление наше совершено Смертью Иисуса Христа, а вечная жизнь дарована его Воскресением.
Первая и одна из самых важных истин, которую проповедовали апостолы, – это Воскресение Христово. Это основа и венец христианской веры.
Никогда не задумывались, по какой причине Пасха отмечается с особым величием и торжественностью? Потому что Пасха – это торжество из торжеств и праздник из праздников. Люди в белых одеждах еще задолго до полуночи сходятся в храм и ждут наступающего торжества. Священники тоже одеты в светлые одежды. С фимиамом, светильниками и крестом, священнослужители вместе с народом исходят из алтаря и, как мироносцы, делают обход вокруг церкви. Они произносят восславляющие речи и поют песни. Духовная радость великого праздника выражается тем, что все молящиеся идут с зажженными свечами.
Пост, готовящий православных Христиан к празднику, длится сорок восемь дней. Праздники, связанные с Воскресением Христовым, отсчитываются именно от него.
Праздник этот стали отмечать еще со времен апостольской Церкви. Под Пасхой соединено две седмицы, предшествующие и последующие Святому Воскресению. Чтобы обозначить определенную часть праздника, использовали названия: Пасха Воскресения, Пасха страданий, Пасха крестная и так далее. После Никийского собора, в триста двадцать пятом году, эти названия больше не употребляются. С тех пор ввели новые названия – Страстная и Светская седмицы. А сам воскресный день, в который отмечают праздник, называется Пасхой. В первые годы христианства Пасху отмечали не везде в одно и то же время. В Малоазийских Церквях, на Востоке этот праздник отмечали на четырнадцатый день марта, причем неважно, какой день недели припадал на это число.
По причине того, что западная Церковь считала неверным отмечать этот светлый праздник в одно время с иудеями, они решили его перенести на первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между этими двумя церквями была сделана в середине второго века епископом Сирнским, святым Поликарпом. Однако результатов это не дало, успеха не было. До первого Вселенского Собора триста двадцать пятого года так и существовали два разных обычая. На этом соборе было решено праздновать этот светлый праздник везде в первое воскресенье после пасхального полнолуния (по правилам Александрийской церкви). Это приходится, обычно, в период от двадцать второго марта по двадцать пятое апреля. Таким образом, получается, что христианская Пасха празднуется после иудейской.