Традиции именин
Исконно русская традиция, со времен древней Руси, – справлять именины. Праздник духовного покровителя, ангела-хранителя, защитника и оберега во всех делах – это и есть именины. В прошлом веке был официальный запрет на празднование их в 20-ых годах, воинствующий атеизм сопротивлялся традиции церковной, отсюда и строгость запретов. Однако в народе привычка к именинам всё же сохранилась, и власть смирилась с этим. Сейчас традиция именин приобрела популярность, и отмечают их народ наряду с днями рождения.
Именины считаются духовным, а не светским праздником. Он связан с крещением человека и с его небесным покровителем, даваемым в момент священного церковного окунания. Вместе с именем человек получал и своего защитника, в честь которого справлял потом дни именин. Ныне традиция наречения размыта и часто день именин и день рождения не связаны. Однако в течение года выбирают день именин ближе всего ко дню рождения и справляют его как день своих именин, если день рождения и именной праздник не совпадают.
Впервые на Руси праздновать именины начали в 17-ом веке, с момента окончательного водворения церковного христианства на славянских землях. Равно как и перед днем рождения, семья готовила вкусный пирог, пекла каравай, варила сбитень и пиво. А на сами именины всей семьей ходили в церковь к молебну, за здравие своего именинника ставили свечи и молились о его благополучии и здравии. Именинник непременно должен был подойти приложиться к иконе своего святого. А вечером уже был праздник с застольем для всей семьи и друзей. Помпезнее и шире всех праздновали день царских именин, тезоименитства так называемого. До революции он был государственным праздником. Пиром бояр и придворных отмечали этот день в царской семье. Царь-именинник должен был раздавать в этот день калачи и пироги простолюдинам, правда немногочисленность одаренных крестьян говорит о выборочном характере подбора. Со времен Петра Первого в этот день стали запускать фейерверк и устраивать парады в честь венценосных именинников.
После революции 17-ого года, крещение как таковое было упразднено на два десятилетия, а празднование именин (тем паче тезоименитство) со стороны властей не приветствовалось. Но всё излишнее проходит, и официальные запреты простым людям ничего навязать не могли, новые традиции не приживались, и со временем именинные дни вновь заняли свой черед в календаре многих. И уже не как церковный день, а как дань традиции и семейных продолжений. Почет к своим предкам как славянский обычай – не искоренить и не уничтожить.
Если отступить от святцев и вспомнить древние времена, то увидим, что к имени люди относились как к части тела, оно было почти материальным. Считалось, что число имен племени равно числу его душ. Жесткая традиция приписывала узнать у врага его имя, перед тем как его убить, впоследствии его имя использовали в своём племени. С целью сохранения себя, не давали узнавать своё имя.
Имена приносили судьбу, и потому к их выбору относились тщательно и продуманно. Если ребенок много плакал, думали что имя его выбрано неверно. Давали детям и «обманные» имена, чтобы отвадить злых духов. А для защиты маленького, давали скрытное «защитное» имя.