Пермакультура.

Последние десятилетия все заметнее становится кризис традиционного земледелия. Кризис не столько экономический или технологический, сколько философский. Современное сельское хозяйство предлагает эксплуатацию природы вместо грамотного сотрудничества с ней. Постоянное внесение ядов и удобрений, вспашка, тяжелая техника приводят к постепенному истощению почв, ухудшению их качества, а значит и уменьшению урожая, поэтому фермеры с каждым годом вынуждены вносить все большее количество удобрений, искать новые сорта растений, интенсифицировать обработку посевов. В противовес традиционному повсеместному земледелию предлагается органическое с применением севооборота и естественных удобрений, но урожаи при таком способе ведения хозяйства значительно меньше, а усилий требуется больше. Разумной альтернативой является пермакультура- самоподдерживающаяся экосистема из культурных растений. Эта идея может показаться утопичной или тяжело осуществимой, однако число хозяйств построенных по этому принципу в последние годы растет. И это логично. Такие хозяйства дают высокий урожай и при этом не требуют большого ухода: хозяйство одного из родоначальников практического применения пермакультур Сеппа Хольцера площадью 45га обрабатывается только его семьей. Более того, участок на котором стоит поместье Хольцера расположен в Альпах на высоте 1100-1500 метров, что благодаря хитрой организации хозяйства не мешает выращивать там виноград и арбузы без парников и теплиц! Сейчас Сепп проводит многочисленные семинары и занимается популяризацией и распространением идей пермакультуры. Его последователи есть уже во многих странах: в Белоруссии, Португалии, Испании и, конечно, родине самого Хольцера Австрии. С конца 60-х годов Хольцер по всему миру создал уже более 130 пермакультурных проектов.
Основные принципы, которые «проповедуют» последователи Хольцера лучше всего были сформулированы в книге Масанобу Фукуока «Революция одной соломинки» . он описал философию пермакультуры как сотрудничество с природой, использование экологических и биологических законов, длительное вдумчивое наблюдение вместо тяжелого физического труда.

Пермакультура строится с соблюдением следующий правил.
Первое — все связано со всем , т.е. следует каждый элемент экосистемы тем или иным образом прямо или косвенно влияет на всю систему и каждое её звено, это необходимо учитывать при планировании и разработки пермакультуры.
Второе, что бы обеспечить максимальную стабильность хозяйства, каждый элемент системы долен выполнять несколько функций, и не должно быть что бы одну функцию выполнял только один элемент . Например, что бы защитить от солнечных лучей тенелюбивые растения высадили подсолнухи. Их большие листья и цветки в нужной степени затеняют участок, но что будет, если что-то случится с этими подсолнухами?
Третье – рациональное использование ресурсов, в том числе и площади, пермакультурное хозяйство должно развиваться интенсивно, а не экстенсивно, как при традиционном земледелии
Четвертое – использование естественных круговоротов, например воды или тепла, а так же использование пограничных эффектов.
пятое – ключевое различие с традиционным земледелием – разнообразие культур, отказ от однообразия. То есть не просто поле, засаженное рапсом, а сложная система из нескольких десятков или даже сотен видов растений и животных. Это дает ещё и дополнительное экономическое преимущество ферме.

Несмотря на всю привлекательность этих радужных идей экономически выгодного безопасного и экологически чистого хозяйства, есть одна трудность для развития бизнеса на этом поприще: каждая пермакультура уникальна, нет общих рецептов, а выстроение стабильной экосистемы требует очень больших интеллектуальных вложений, однако специалистов, готовых этим заняться, сейчас практически нет на рынке. Дополнительный минус – время, которое требуется на создание пемакультуры. По этим причинам бизнес пока ещё не заинтересован в развитие нового экологического земледелия, и пермакультра развивается и распространяется пока что только силами энтузиастов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Реклама