Автор «Сефер Иецира»

Автор «Сефер Иецира» западные каббалисты

Подлинный возраст книги неизвестен. В главе 6 авторство приписывается патриарху Аврааму, праотцу как иудеев, так и мусульман. Хотя у древних полагалось принимать авторство Авраама на веру, многие авторитеты утверждали, что на самом деле именем патриарха прикрылся гораздо более поздний автор (чтобы придать своему сочинению больше солидности или сохранить анонимность). Впрочем, есть и достаточные основания считать, что Авраам действительно мог быть основателем устной традиции, записанной лишь спустя века в виде «Сефер Иецира».

Авраам жил приблизительно 3 800 лет тому назад. Он провел свою жизнь в странствиях по Среднему Востоку, Месопотамии, Египту и по территории современного Израиля. Рабби Арье Каплан в своем введении к «Сефер Иецира» говорит, что Авраама считали одним из величайших мистиков и астрологов его времени; он, очевидно, хорошо разбирался в оккультных науках Египта и Месопотамии. Комментаторы «Сефер Иецира» часто упускают это из виду. Подлинная устная традиция давно утеряна. До нас дошли лишь поздние толкования этой книги. Если иметь в виду, что «Сефер Иецира» сформировалась под влиянием египетских и месопотамских источников, она становится еще более таинственной, ведь очевидно, что в ней содержится алхимическая традиция, которая явно была неизвестна еврейским комментаторам, а также полный курс практической Каббалы (герметизма и магии), которую иудейские ученые даже не обсуждают. Современные ученые вроде рабби Арье Каплана, чьи прекрасные комментарии к «Сефер Иецира» увидели свет лишь после его смерти (1990), много сделали для освещения медитативных аспектов книги, что само по себе уже большой шаг вперед. Однако, если не считать знаменитых формул изготовления Голема (искусственного человека), ученые по- прежнему избегают практических и магических аспектов. Такой подход типичен для современных исследований еврейской Каббалы, и, возможно, именно поэтому практической стороной ее учения стали заниматься западные каббалисты. Для евреев Каббала слишком философична и рациональна, и им трудно допустить, что она содержит в себе такую проблематику.

В «Сефер Иецира» (по крайней мере, в дошедших до нас версиях) содержится понятие Божьего Трона, связанное с мистериями Меркабы. Но если книга действительно опирается на древние источники, о чем я говорил выше, то, скорее всего, упоминания Меркабы были добавлены позднее в учение Каббалы, а не каббалистические аспекты привнесены в мистерии Меркабы. Многие ученые считают, что именно рабби Акиба, упомянутый в начале этой главы, был первым, кто записал «Сефер Иецира» в I в. н. э.

Он использовал как методы Меркабы, так и идеи Каббалы, а потому его авторство не вызывает особых возражений. Можно допустить, что он опирался на раннюю устную традицию, но также использовал существовавшие в его время методы Меркабы. Другие ученые датируют письменную фиксацию книги более поздним сроком. Кто прав, сейчас уже невозможно узнать.

Поскольку «Сефер Иецира» сначала существовала как устная традиция, в течение веков возникло несколько различных ее версий. Большинство версий содержит шесть глав и имеет практически одинаковую структуру. Радикальные отличия связаны со спецификой древнееврейского алфавита. Что касается истинного смысла книги, то Гершом Шолем, крупнейший современный исследователь истории Каббалы, человек, возродивший ее из пепла забвения, вероятно, прав, утверждая, что, при всем множестве научных комментариев, многое в ней еще неясно (см. его работу «Основные направления иудейского мистицизма»).

/>

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Реклама