Даосская внутренняя алхимия
Как мы помним из главы, посвященной даосской внутренней алхимии, процесс внутренней алхимии фактически начинается с упражнений Слияния. Здесь мы учились работать с Элементами. Такой тип работы был в древности хорошо известен на Западе как наука герметизма, ведущая свое происхождение от легендарного Гермеса Трисмегиста. Он был, как полагают, одним из величайших ученых и оккультистов Египта и мудрейшим человеком своего времени.
Прежде чем изучать внутреннюю алхимию, было необходимо полностью овладеть герметическими науками. Само по себе это было труднейшей задачей. Однако, постигнув науку Элементов, ученик мог продвигаться дальше в изучении мистерий Каббалы и внутренней алхимии. Эти мистерии включали изучение букв и чисел «тридцати двух путей». Я постараюсь объяснить эту довольно сложную систему. Предлагаемая реконструкция Каббалы существенно отличается от философской, аналитической Каббалы «Зогар» и Исаака Лурии или основанных на «Сефер Иецира» манипуляций с буквами Абрахама Абулафии в XIII веке.
Мы начнем с трех букв-Матерей (или Материнских букв): Алеф (наша буква А), Мем (М) и Шин (III). Именно на этих трех буквах основана вся герметическая и алхимическая система «Сефер Иецира». Как было ранее упомянуто в главе о структуре универсума, каждой из трех букв- Матерей соответствует какой-то Элемент. Алеф — это Воздух, Мем — Вода и Шин — Огонь.
Первоочередной задачей всех герметических систем, включая и даосскую внутреннюю алхимию, является уравновешивание Элементов. Три буквы-Матери дважды сравниваются со шкалой весов: «На одной руке чаша добрых дел, а на другой — чаша грехов, и Алеф — стрелка весов, стоящая между ними» (2:1 и 3:1).
Из буквы Алеф исходит Элемент Воздух. Воздух постоянно описывается как посредник между двумя другими Элементами, Водой и Огнем, в целых сериях соответствий в главах 2, 3 и 6. Он дважды называется «стрелкой весов». Это традиционный образ весов правосудия. Когда две противодействующие силы — грехов и добрых дел — находятся в равновесии, стрелка весов указывает вверх. Эта точка равновесия имеет решающее значение. Без установления равновесия не может быть никакого реального прогресса. Не уравновесив и не гармонизировав Элементы, мы находимся в состоянии хаоса, когда в разное время преобладают различные Элементы.
«Сефер Иецира» предлагает полный курс уравновешивания Элементов посредством трех Материнских букв. В сущности, эти учения очень похожи на учения внутренней даосской алхимии. Чтобы понять смысл этой системы, очень важно изучить основные соответствия букв.
Нам сообщают, что три Матери действуют во вселенной, в годичном цикле и в душе. Иначе говоря, действие трех Матерей проявляется во времени, в пространстве и в человеке.
Во вселенной (т. е. в пространстве) Небо создано из Огня, Земля — из Воды, а Воздух — из Дыхания Бога.
В году (т. е. во времени) есть жаркий, холодный и умеренный сезоны. Жаркое время года произошло от Огня, холодное — от Воды и умеренное — от Воздуха.
В Душе, мужской и женской, (т. е. в человеке) голова создана из Огня, живот — из Воды и грудь — из Воздуха.
В главе 2:1 и затем снова в 6:2 говорится: «Огонь сверху, Вода снизу, а Воздух дыхания правит между ними». Затем следует очень таинственная фраза: «И знак этого — в том, что Огонь поддерживает Во др. Кажется, это утверждение противоречит сказанному выше (т. е. что Огонь находится сверху, а Вода внизу).
/>