Диспетчерское управление на внутригородских и пригородных маршрутах
Децентрализованная технология диспетчерского управления
Децентрализованная технология применяется в исключительных случаях на маршрутах, не имеющих транспортной связи с другими маршрутами обслуживаемой территории, в связи с чем диспетчерское управление индивидуализировано. В этом случае на одном или обоих конечных пунктах маршрута оборудуют диспетчерские пункты, на которых размещают диспетчеров маршрута. Практически децентрализованное управление сводится к контролю за работой автобусов. Активное воздействие диспетчеров на перевозочный процесс минимально. Диспетчерские пункты могут иметь телефонную связь с перевозчиками. В лучшем случае диспетчерский пункт может обеспечить взаимодействие «куста» маршрутов, имеющих общий конечный пункт. Недостатком этой технологии является также высокая трудоемкость (потребность в диспетчерах соответствует числу диспетчерских пунктов).
Централизация управления движением
Централизация управления движением предусматривает передачу сведений о состоянии движения автобусов на маршрутах в единый диспетчерский центр, комплексную оценку складывающейся ситуации и передачу водителям указаний диспетчеров. В свое время централизация произошла вследствие телефонизации диспетчерских пунктов на маршрутах и организации единого диспетчерского центра, куда стекалась информация о перевозках. В целях снижения трудоемкости управления маршрутных диспетчеров заменили техническими средствами, позволившими контролировать движение и передавать информацию в звене «диспетчер — водитель» не только на конечных пунктах маршрута, но и на промежуточных контрольных пунктах. Для этого контрольные пункты маршрутов и автобусы оснащают средствами связи — устройствами контрольного пункта (УКП) и устройствами подвижной единицы (УПЕ).
Устройства контрольного пункта размещают вдоль трассы маршрута таким образом, чтобы во время совершения остановки автобуса для пассажирообмена можно было передать информацию с УПЕ на УКП и далее в диспетчерский центр. Пока автобус совершает пассажирообмен, его водителю по линии связи «диспетчерский центр —УКП— УПЕ» передаются подтверждение получения переданной информации (в ручном или автоматическом режиме) и указания диспетчера (в виде устного сообщения или кодовой посылки). Обмен данными между УКП и УПЕ осуществляется либо по радиоканалу ближнего радиуса действия (маломощные радиостанции, обеспечивающие связь в радиусе около 100 м), либо по каналу индуктивной связи. Устройства подвижной единицы устанавливают в кабине водителя; оно имеет кнопочный пульт, посредством которого водитель вводит информацию о визуальной оценке наполнения автобуса в баллах. В более совершенных системах к УПЕ подключены датчики, автоматически измеряющие наполнение автобуса пассажирами. Для отображения команд диспетчера и наблюдения за показаниями УПЕ на лицевой панели последнего имеются сигнальные лампы или дисплей.
АСДУД автобусов
Высшей формой централизованной технологии является АСДУД автобусов. Автоматизация обеспечивается за счет применения компьютерной техники. Это позволяет автоматизировать информационные потоки, быстро оценивать возможные альтернативные диспетчерские решения, снизить трудоемкость учета работы автобусов и водителей и ведения диспетчерской документации. При этом выбор диспетчерского решения всегда остается за человеком. Компьютер отображает на экране монитора информацию.
Датчики подсчета пассажиров
Применяют датчики дискретного типа, подсчитывающие входящих и выходящих пассажиров по нажатию на ступени или по пересечению инфракрасных лучей в пассажирских дверях, либо аналоговые датчики, формирующие сигнал, пропорциональный общей массе пассажиров, измеряемой по деформациям элементов подвески или давлению в баллонах пневмоподвески автобуса.
На заметку. dellin.ru, транспортная компания «Деловые линии», осуществляющая грузоперевозки по Москве более 12 лет. За многие годы заняла и удерживает лидирующие позиции в сфере грузоперевозок.