Шехина
Концепция Шехины, пожалуй, самая прекрасная и самая таинственная во всей Каббале. Постараюсь изложить ее как можно вразумительней.
Каббала всегда была внутренней, эзотерической традицией иудаизма. Она стремилась давать новые толкования понятиям внешней, экзотерической религии. В экзотерическом иудаизме Шехина — это присутствие Бога на земле и его связь с народом Израиля. Здесь нет никаких коннотаций с сексом или с полом.
Для зогарического каббалиста Шехина есть нечто совершенно другое. Шехина — это женский аспект Бога. Каббалисты считали, что Бог имеет как мужскую, так и женскую формы. Каббалистические сексуальные мистерии подразумевали союз с Шехиной, Божественным Присутствием на Земле.
Шехина имеет низшую и высшую природу. В высшем аспекте она—Великая Мать, лоно вселенной, Бина, первая буква Хе в священном имени Бога Йод-Хе-Вау-Хе. Именно в результате союза Йод и первой Хе вселенная проявилась из небытия. Йод — это мужская форма Бога, Бог-Отец, дающий семя, в то время как первая Хе—это мать, яйцеклетка, рождающая все сущее. В даосских терминах Йод — это Ян, а первая Хе — Инь, в их самой чистой форме.
В своем низшем аспекте Шехина есть вторая буква Хе в священном имени Йод-Хе-Вау-Хе. Она изгнана на землю в результате падения первого человека, Адама. Задача каббалиста —поднять ее из темноты земного существования и вернуть на небеса. Для начала он должен добиться, чтобы Шехина пришла к нему и соединилась с ним. Это можно осуществить только с помощью брака. Для каббалиста брак представляет символический союз Бога и Шехины.
Шехина не свяжет себя с холостым мужчиной. Каббалисту также необходимо иметь детей, плод брака, ибо дети рассматриваются как исполнение божьего плана относительно человека, а Шехиш не свяжет себя с неполным человеком.
Соитие могло происходить только один раз в неделю
— в субботу, в полночь, ибо это был час наибольшей близости Бога к общине Израиля. Об этом говорит «Зогар» (кн. 1, разд. 14а и 146): «Вот почему у мудрого и знающего мужа брачное соитие происходит еженедельно, от субботы к субботе». Выполнение этого правила было не столь обременительно, как может показаться, потому что обычно иудейские каббалисты проводили всю неделю вдали от дома, изучая Тору и Каббалу, и возвращались домой только на субботу. Они были чрезвычайно набожными людьми.
Соитие должно было осуществляться лицом к лицу, муж должен был при этом обнимать свою жену. Оба должны быть полностью обнажены. В период менструации у женщины соитие не дозволялось.
Во время соития мужчина соединяется с женщиной во имя святой цели. Союз внизу, на земле, есть образ союза вверху, на Небесах. В продолжение всего соития, а особенно во время оргазма, мужчина и женщина должны думать о том, что они единое существо, что они целостны и невинны, что они суть одно.
Женщина притягивает к себе Шехину и действительно становится ею, в то время как мужчина представляет себе, что соединяется с Шехиной как Божественным Присутствием. В «Зогар» говорится, что при соитии мужчина фактически имеет соитие с двумя женами (1, разд. 50а): «Он благословен двумя женами, одной из высшего мира и другой из низшего — чтобы высшая жена излила на него свое благоволение, а низшая была им поддерживаема и соединена с ним».
Двумя единственными исключениями из правила иметь секс только в субботнюю ночь было возвращение мужа из дальнего путешествия и окончание менструации. «Зогар» предлагает нам прекрасный образец рассуждения на тему отсутствия мужчины дома (в деловой поездке или с духовными целями) и его отношениями с Шехииой; оно может многое прояснить. Основная идея здесь заключается в том, что мужчина должен быть постоянно соединен с женой, что, в сущности, и делает их мужчиной и женщиной. Очевидно, здесь имеется в виду не постоянное физическое соединение, а единение сердца, ума и духа. Вот что написано в «Зогар» 1, разд. 49а и 50а:
Рабби Симеон начал беседу с этого текста. «И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем» (Быт. 13, 3). Он сказал: Слово «переходы» стоит там, где многие ожидали бы увидеть слово «переход», чтобы показать, что Шехина шла вместе с ним. Человек должен всегда быть «мужчиной и женщиной», ради упрочения веры его и чтобы Шехина никогда его не покидала. Что же тогда скажешь ты о человеке, который, уйдя из дому и будучи в отдалении от своей жены, уже не «мужчина и женщина»? Средство для мужа — помолиться Богу перед путешествием, пока он еще «мужчина и женщина», и вобрать в себя присутствие своего Господина. Совершив свою молитву и благодарение, когда Шехина пребывает в нем, он может поки- нугь дом, ибо через союз с Шехиной он становится «мужчиной и женщиной» так же, какбыл в доме своем, ибо написано: «Правда пойдет перед ним и поставит на путь стопы свои» (Псалм. 84:14). Обратите на это внимание. Находясь в путешествии, пусть мужчина следит за делами своими, ради того чтобы его небесная
спутница не покинула его и не оставила в нищете, лишенным единения с женщиной. Если это было необходимо, когда он был вместе со своей женой, насколько более это необходимо, когда небесная спутница связывает себя с ним. Когда он снова возвращается домой, его долг — радовать свою жену, ибо небесная спутница — от нее. Есгь две причины исполнить эту обязанность. Одна причина в том, что радость эта есть радость заповеданная, а вторая в том, что он радует также и Шехину, и, более того, совершая это, он дает мир всему вокруг, какнагшсано:«И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь» (Иов 5, 24). (Разве это грех, спросит некто, если он не входит к своей жене? Отвечу на это, что будет грех, потому что он отнимает от славы своей небесной спутницы, которая находится в союзе с ним через его жену.) Также, если его жена беременна, небесная сггутница награждает ребенка святой душой, и завет его будет называться Заветом Святого, да будет Он благословен. Итак, он должен быть так же усерден, стараясь сподобиться этой радости, как он усерден, радуя Субботу, которая есть спутница всех мудрецов. Итак, «узнаешь, что шатер твой в безопасности», с тех пор как Шехиш пребывает с тобой и обитает в твоем доме, и тебе следует «смотреть за домом твоим и не грешить», в довольстве исполняя обет супружеского соития в присутствии Шехины. Таким образом, тех, кто изучает Тору и разлучен со своими женами в течение шести дней недели, чтобы посвя тить себя наукам, сопровождает небесная спутница, так что они могут по-прежнему быть «мужчиной и женщиной». Когда приходит суббота, они радуют своих жен ради славы небесной спутницы и стремясь исполнить волю своего Господина, как сказано. Также, если жена соблюдает дни своего истечения крови и в течение всех этих дней он ждет ее, небесная спутница остается с ним, так что он по-прежнему «мужчина и женщина». Когда его жена очистилась, его долг радовать ее заповеданными
утехами. Ибо все, о чем мы уже сказали, относится и к этому случаю. Тайное учение состоит в том, что человек истинной веры должен сосредоточить все свои мысли и стремления на Шехине. Кто-то может возразить, что человек наслаждается большим достоинством, когда он вдали от дома, чем когда он в доме, потому что его небесная спутница путешествуег с ним.
Но э го не так. Ибо когда человек в своем доме, его жена есть основание его дома, ибо это ее за слуга,что Шехина не покидает дом.
Для еврейских каббалистов секс был священным ритуалом. К сожалению, очень немногие евреи имеют понятие о Шехине как женской форме Бога и вообще о том, что у Бога есть женский аспект. Иудаизм, как правило, считается «мужской» религией. Для многих практикующих иудаистов немыслимо допустить, что воля Бога заключается в том, чтобы быть «мужчиной и женщиной». Но эта идея присутствует в «Зогар».
/>