Каббалистическая система Бардона
Система, представленная Францем Бардоном в «Ключе к истинной Каббале», разительно отличается от всех известных иудаистских интерпретаций, будучи в то же время очень похожей на даосскую йогу. Бардон разработал законченный курс практики. Он отходит от библейской парадигмы, довлеющей над всеми другими комментаторами. Он предоставляет нам систему, которую может использовать каждый, а не только ревностный иудей. Это не значит, что система проста: она лишь более доступна большому количеству людей. То же можно сказать о даосской йоге: хотя в своей основе это китайская система, ее учение доступно каждому практикующему.
Система Бардона — это западная каббалистическая система. Бардон был немцем и писал свои книги на немецком языке. По-видимому, европейские каббалисты знают о нем больше, чем каббалисты в Англии и Америке. Его книга по Каббале представляет собой интенсивный курс практик с использованием букв алфавита в качестве основы. Как раз в немецком алфавите есть буквы ch, ое, sch , которых нет в английском. Некоторые из них полностью фонетически совпадают с еврейскими буквами, — например, Хеш и Шин (ch и sch). Как бы то ни было, если система Бардона и основана на «Сефер Иецира», в ней, конечно, много заимствований из других источников.
Например, в системе Бардона очень большую роль играет цвет. На первой стадии практики с каждой буквой ассоциируется какой-то цвет. В то же время «Сефер Иецира» вообще ничего не говорит о цвете.
Строго говоря, это не буквы, а лигатуры. Лигатура ое в современном немецком языке заменена на букву с диакритическим знаком — 6.
утверждает на 174-й странице своей «Сефер Иецира», что в «Зогар» можно найти указания на связь цветов с планетами и сефирот, соответствующие одной из версий «Сефер Иецира». Еврейские каббалисты часто в медитации сосредоточиваются на цвете, ассоциирующемся с какой- либо сефирой. Точно неизвестно, когда именно были установлены соответствия между сефирот и различными цветами. Цвет — это самый зримый атрибут, а визуализация какой-то буквы в определенном цвете — это прекрасный медитативный прием. Во всех школах западной Каббалы есть цветовые соответствия для букв и сефирот. Это основное средство построения медитации или ритуала.
Даосы соотносили цвета с пятью Элементами, а также с внутренними органами. В даосской вселенной свои цвета есть у Земли, звезд и планет. Однако в целом в даосской и еврейской каббалистической системах, где он играет вспомогательную роль, цвет не так важен, как в системе западной Каббалы, где он выполняет весьма существенную функцию.
В системе Бардона практикующий учится сначала ассоциировать цвета с определенными буквами алфавита, например, А — голубой, В — светло-фиолетовый, С — красный. С буквами и цветами производятся серии упражнений. Сначала практикующий учится «видеть» цвет в своем теле. Затем каждая буква соотносится с одним из четырех Элементов. Как в «Сефер Иецира» и системе трех Матерей, те буквы, которые связаны с Огнем, визуализируются в голове, в груди визуализируются буквы, связанные с Воздухом, а буквы, связанные с Водой, — в животе. Бардон использует Элемент Земли как четвертый Элемент. Работа с буквами, которые ассоциируются с Землей, производится в области от копчика до подошв ступней. В следующей серии упражнений каждая буква и цвет соотносятся с определенной частью тела. Это в основном повторяет систему соответствий из «Короткой версии “Сефер Иецира”». Все эти упражнения требуют способностей к визуализации.
Затем начинающий учится «произносить» буквы. Каждой букве соответствует определенная музыкальная нота. Например, А звучит как нота до, В — как нота ля, С —как нота реи т. д. Общая схема выполнения упражнения следующая: нужно соединить восприятие звука и визуализацию цвета с определенной буквой 1) во всем теле, 2) в областях, соотносимых с Элементами (голова, грудь, живот или ноги), 3) в соответствующем органе тела.
Третья ступень бардоновской каббалистической практики начинается с того, что каждая буква соотносится с определенным чувством. При этом используют систему соответствий Элементов. Так, буква А, связанная с Элементом Воздух, переживается как ощущение легкости. Буква В, соотносимая с Элементом Земля, ощущается как тяжесть. Аналогично, буква, соотносимая сОгнем, связана с чувством тепла, а буква, соотносимая с Водой, связана с чувством холода. Овладев знанием этих соответствий, ученик объединяет все упражнения и добивается одновременного восприятия цвета, музыкального тона и соответствующего Элемента (жар, холод, тяжесть или легкость). Бардон называет это «триполярным» или «трехэлементным» произношением. Не овладев им в совершенстве, ученик не сможет реально творчески использовать буквы, как это делают каббалисты.
Конечно же, система Бардона довольна сложна. Описанная выше практика вращается вокруг трех Материнских Элементов. Все упражнения по визуализации относятся к сфере Огня, все слуховые упражнения относятся к сфере Воздуха, а упражнения с телесными ощущениями
— к сфере Воды. Практически, почти весь курс обучения основан на системе Элементов. У Бардона есть одна короткая глава, посвященная принципам десяти сефирот, но он не дает никаких упражнений, связанных с ними.
Когда ученик приобретает навыки триполярного использования любой буквы, он уже не ученик, а настоящий каббалист. Он становится в буквальном смысле «силой природы», он может управлять Элементами и буквами, с помощью которых Бог создал вселенную. Он — Мастер Слова. Название «Сефер Иецира» переводится как «Книга формирования» или «Книга творения». Бардон предлагает метод буквального применения этих терминов, так что «Сефер Иецира» предстает перед нами не какой-то древней философией, но живым источником реального творческого знания.
К сожалению, Франц Бардон умер, так и не успев написать запланированную книгу по алхимии. Как сказал бы он сам, такова была Воля Божественного Провидения. Немногие из западных каббалистов когда-либо слышали о нем. Но он единственный из всех, с кем я когда-либо сталкивался, кому удалось навести мост между еврейской и западной Каббалой и даосской йогой.
|