Прохождение пути
Что конкретно понимается под «прохождением пути»? Это не то же самое, что получить какой-то градус в «Золотой Заре». Для последнего требуется сложный ритуал, костюмы, реквизит и т. д. Но можно работать и в одиночку, без всей этой атрибутики. Цель, которая преследуется, —это радикальное изменение сознания. Обычно в качестве практического метода используется медитация, самостоятельная или направляемая, иногда — очень в меру — прибегают к ритуалу.
Итак, как нам пройти, скажем, из Малкут, десятой и «низшей» сефиры, к Иесод, девятой сефире? Путь от Малкут до Иесод — это тридцать второй «канал». Он имеет множество соответствий, которыми путешественник может пользоваться. Это очень сходно с шаманскими путешествиями, о которых мы говорили в первой главе. Малкут символизирует Землю, Иесод —Луну. Типичное путешествие должно начаться спуском под Землю, в Нижний Мир. Иесод — это царство подсознательного и секса, которые символизируются Луной. Путешественник спускается вниз, чтобы исследовать то, что здесь скрывается. Одним из самых надежных способов начала путешествия является медитация на карте Таро, связанной с тридцать вторым путем и использование ее в качестве входной двери. Эту карту Таро обычно называют «Мир». В большинстве вариантов этой карты фигурирует женщина, окруженная двенадцатью знаками зодиака, а в каждом углу карты изображено животное, символизирующее один из четырех Элементов — Огонь, Воду, Воздух или Землю.
Медитация на карте должна инициировать различные последовательности мыслей — будь то мысли о зодиаке, об Элементах или о женщине. Иесод —это сфера низшего астрального плана, то есть попросту сфера воображения, которую уравновешивает сфера высшего астрального пла- па, требующая актуального вне телесного путешествия. Успешное окончание путешествия по тридцать второму пути освобождает путешественника от земных оков и дает возможность свободного исследования сферы подсознания с помощью воображения. По окончании путешествия ищущий переживает состояние легкости и покоя и чувствует себя полным сил.
Каждый путь и каждая карта Таро символизирует определенный аспект каббалистического путешествия от тьмы к свету. Восхождение каббалиста по Древу Жизни выполняется в строгом порядке. Нужно овладеть каждым путем по очереди. Чем выше он поднимается, тем более глубинной становится символика. Все качества личности должны быть уравновешены. Необходимо преодолеть темную сторону своей натуры. Должна быть ассимилирована двойная природа сексуальности, ибо каждый из нас заключает в себе как мужскую, так и женскую природу. Конечной целью является соединение с Божестъом-Кетер, что для даоса равнозначно слиянию с Тайцзи, где все пребывает в состоянии неразделенности на мужское и женское, Ян и Инь, позитивное и негативное.
Структура западной каббалистики весьма отличается от структуры даосской йоги. Здесь больше догматов и ритуалов, шире система соответствий, но конечные результаты, как правило, вполне согласуются. На высших уровнях обе системы дают практически равнозначные результаты.
Есть много каббалистических практик, которые очень похожи на практики даосской йоги. Вначале овладевают техникой релаксации. Как и в даосском упражнении «Внутренняя Улыбка», здесь применяют визуализацию различных органов и частей тела и их расслабление с помощью концентрации и активного использования воображения.
Западный каббалист располагает целым арсеналом упражнений для работы с внутренними энергиями, которые могут соперничать с упражнениями даосской йоги. Кроме использования Древа Жизни в ментальных путешествиях, здесь также развиты техники визуализации тридцати двух путей внутри тела. Вниз и вверх по путям проходит энергия в виде света или вращающихся световых шаров.
/>